Валерий Кипелов, как он есть

Текст: Григорий ФЕЛЬДМАН

Смольский уходит

ТЕРРИТОРИЯ КУЛЬТУРЫ: С Молчановым начнёте работать тогда, когда закончите со Смольским запланированные концерты?

ВАЛЕРИЙ КИПЕЛОВ: Поскольку Виктор плотно занят в группе RAGE и помимо группы у него есть ещё и сольные проекты, он не всегда может принимать участие в наших концертах, поэтому возникла необходимость привлечения постоянного гитариста. Музыканты должны быть сыграны.

ТК: Отдельный райдер требует?

ВК: Как к музыканту, претензий к нему нет, нас он вполне устраивал. Он классный гитарист. Но хочется своего - постоянного, проверенного, родного.

Молчанов приходит

ВК: Со Славой Молчановым была уникальная ситуация, когда на прослушивании покатило сразу же, с первой минуты. Мы съездили с ним в Вологду и Ярославль, и я попросил сына зайти на сайт, мне интересно было узнать отношение фэнов к нему. Вроде вполне положительные отзывы: новый гитарист, красиво играет. Но я знаю, что надо дать вместе десять концертов, а еще лучше - двадцать, чтобы притереться. Одно дело здесь, в маленькой комнатке играть, а другое - на большой площадке, где у него и волнение может появиться и вообще всё по-другому. Я после первого концерта его спросил: "Ну, как впечатления?" Весь концерт стоит ор, это заводит, ну и отдача появляется, соответственно. Он доволен, и я рад, что отношения нормально складываются. У него есть свой проект, я послушал материал - музыка несколько другая, но видно, что человек с перспективой. А для меня очень важно, чтобы в группе были не просто исполнители, а музыканты. Чтобы предлагали и свою музыку. Нужны личности.

Лидер группы

ВК: Не всегда, правда, это благополучно заканчивается. Были у нас в группе личности - Терентьев и Маврин, - но они решили своё дело делать. Хотя никто их здесь особо и не душил. А они посчитали, что всё же в тени находятся. Часто бывало так: мы выезжаем на гастроли, и в городе нужно ехать на интервью - на радио, на телевидение. Я настаивал, чтобы все музыканты группы ездили - кто-то в одно место, кто-то - в другое. Или чтобы каждый брал на себя тот или иной город полностью, в порядке очерёдности. Но на практике, приезжаешь в город, а там говорят: "Мы хотим интервью с Кипеловым". Я объясняю: "Да у нас тут все одинаковые. Просто группа называется КИПЕЛОВ". "Нет, - говорят, - хотим Валерия Кипелова". Настаивают, значит, чтобы ехал я. Поэтому вольно или невольно получается так, что я как бы перетягиваю одеяло на себя.

ТК: Но ведь с другой стороны, в России фронтмен практически всегда являет собой 50% группы, если не больше.

ВК: В принципе, да. Но когда я работал в АРИИ - мы все там, по большому счёту, были на равных. И это меня даже больше устраивало, так как ответственность все делили между собой поровну... Но все вокруг считали, что я - лидер. Хотя в АРИИ я реально никаким лидером не был - ни в идеологии, да и вообще ни в чём. И большинство песен Дубинин с Холстининым писали, а моих вещей на альбомах было по две (трёх, по-моему, ни на одном альбоме не было). Но поскольку я вроде изначально в группе работал и пел все песни, у общественности складывалось впечатление, что я лидер. И ещё именно мне, поскольку я вокалист, приходилось что-то говорить между песнями.

ТК: Народная мифология...

ВК: Ну, да. Из-за этого и получилось, что нынешняя группа получила название КИПЕЛОВ. Опять же не по моему какому-то пожеланию, я абсолютно на этом не настаивал. Но когда у нас в АРИИ возникла в отношениях проблема, Терентьев с Манякиным, которые первыми решили уйти из группы, предложили и мне это сделать вместе с ними. А я спросил: "Как мы будем называться?" Потому что существовала договорённость, что название АРИЯ в случае раскола не будет принадлежать ни нам, ни им. А они говорят: "Чего выдумывать? Что на концертах люди орут, когда мы выходим? Кипелов! Кипелов!" Я ответил: "Ладно, но могут возникнуть проблемы с вашей же стороны. Мне-то всё равно, как будет называться группа. Главное, чтобы она нормально работала". Прошло время, и стало понятно, что я тогда был прав. Проявились негативные моменты внутри коллектива, связанные с этим названием. Вот, помню, награждение премией MTV. Позвонили оттуда: "Нужно чтобы ты приехал, с тобой можно максимум три человека". Но у нас группа - пять человек. А у них, судя по всему, пригласительных не хватило. Идиотизм, конечно, полный. Но я подумал: "Поеду, поскольку мы номинируемся, хотя вряд ли нам что-либо дадут". Я решил не сеять смуту (ведь всех взять не разрешают) и приехал на церемонию один - совершенно спокойно, в сером свитерке и с сумкой, чем, наверное, шокировал присутствующих… Когда объявили победу нашей группы, я не ожидал, честно говоря... Но у ребят остался негатив, в том плане, что "один поехал, а как же остальные? Надо было всё это задвинуть".

ТК: Но такие вещи вполне обсуждаемы между участниками.

ВК: Конечно. Если бы вместо меня в такой ситуации кто-то другой поехал, я бы, например, не обиделся. Но я понимаю, конечно, что ими двигало... Или возьмём проблему с плакатами - и в журналах та же история - отдаём фотографии, где вся группа снята, а требуют такие, где я один. И снова начинается: "Возьмите общую, потому что мы - группа". А в итоге в печати появляется только моя фотография. "Что мы будем объяснять? - говорят в редакциях. - Вот когда ты один - сразу всё понятно". И у нас по этому поводу часто возникали разные нюансы. Всё вместе и привело к тому, что люди стали уходить, поскольку им "надоело находиться в тени и аккомпанировать звезде". Ну что ж, ради Бога, выбор есть у каждого. Если они считают, что так им будет лучше, значит, пусть идут.

Отдых

ВК: С одной стороны, желаний у меня вроде как много. А с другой стороны, есть определённая доля усталости. До того как мы с АРИЕЙ разошлись, я пел, песенки какие-то сочинял и ни во что особо не лез. Идеологом был Володя Холстинин, и каждый занимался своими делами. Но поскольку теперь меня объявили лидером и опыта у меня больше, мне приходится заниматься самыми разными вещами. Отчасти в администрирование лезть, отчасти туда, отчасти сюда. И это утомляет, поскольку я так не привык. Хочется с гастролей приехать и пойти в парк гулять, но вместо этого приходится решать проблемы. А сил на всё уже не хватает.

ТК: Но с другой стороны, ты же всё это делаешь ради цели?

ВК: Да. Но усталость никто не отменял. С АРИЕЙ всегда были очень плотные гастрольные графики, и это выматывало. Но у меня так и не получилось никакого перерыва - мы с АРИЕЙ доигрывали вместе последние концерты и параллельно репетировали с новыми музыкантами. А отпуск - он и не наблюдался. Я попросил сделать перерыв с декабря, после концерта в Риге, потому что понял - надо тормознуть. И после этого стало гораздо легче. Ведь то одно заболит, то другое, и другие есть дела помимо музыки - семья, дети, внуки. С ними решать что-то надо. А сейчас съездил - вроде нормально, не так уж и устал.

ТК: А гулять когда?

ВК: Я выбираю время ближе к вечеру, когда начинает темнеть и народ исчезает из Царицынского парка, вылезаю туда и час-два гуляю, просто брожу. Но и там мне сейчас отдых подпортили, начали реконструировать дворец. И хотя к этому времени работы и сворачиваются, всё равно какая-то техника продолжает работать, и уже не то, особенно ближе к замку в воздухе появляется такой запашок - бензин, горюче-смазочные материалы. Было полудикое место, а сейчас хотят сделать, как в Коломенском. С одной стороны, что-то восстанавливают, реставрируют. А с другой - прелесть немножко запущенного парка, к сожалению, будет утрачена. Людей станет больше, уже не скроешься. А так хорошо было, зимой особенно, шапку надел - вообще никто не узнает - и пошёл лазать себе по горам и долам.

Звезда

ТК: А как это вообще - быть звездой?

ВК: Да я и не знаю даже. Все атрибуты звёздности мне чужды. Вот, допустим, ездят звёзды на престижных автомобилях. А у меня не сложились отношения с машиной. Я пробовал, конечно, водить, но мне не нравится. Это же нужно всё время заниматься машиной, а ещё по этим пробкам - да пропади оно пропадом. Я сел на метро да поехал. Куда мне ездить? В парк, в Царицыно я доезжаю элементарно на метро. На московские концерты меня друг постоянно привозит и забирает. На дачу отвозит жена - она постоянно водит машину. А остальные моменты - ну, какие? Скандалы? Последнее, что было - это шумиха по поводу нашего раскола с АРИЕЙ, и потом ещё, когда музыканты покидали группу, но это уже не скандал, а возня. В тусовках я не участвую, никакие вечеринки и заказники мы принципиально не играем, так что поводов для скандалов не даём. Посмотришь на настоящих звёзд - там постоянные скандалы, везде статьи соответствующие, люди тусуются, в бутиках одеваются. А мне по барабану, где одеваться - могу в дорогом магазине приобрести вещь, если она мне понравилась, а могу и на своём родном Красногвардейском рынке джинсы купить. Совершенно до лампочки.

Фэны

ТК: Узнают тебя только здесь, на маршруте от метро до базы?

ВК: Да, и то не всегда. Я на метро спокойно езжу, а перехватывают меня уже здесь, возле Горбушки. Те, кто примерно знает, в какие дни мы репетируем.

ТК: А с чем подходят?

ВК: Да кто с чем. Кто диск передать хочет, кто впечатлениями поделиться - о прошедших концертах или ещё о чем-то важном. За автографами реже обращаются.

ТК: В чём смысл жизни спрашивают?

ВК: Ну, да. Спрашивают о том, что их волнует. Что группа дальше делать будет. Сейчас, например, очень много вопросов о том, как мы будем со Смольским решать, и что у нас в итоге с новым гитаристом.

ТК: Популярность свою ощущаешь?

ВК: Вот популярность - да. Иногда даже не то, что сильно устаёшь от неё, а просто напрягает. Когда выходишь, допустим, в магазин - хлеба надо купить, а за спиной маячат фанаты и не подходят главное, а идут за тобой, потому что узнали. Или, бывает, торопишься, а они лезут с разными делами, вопросами. Когда не спешишь, и фанаты не доставучие, не агрессивные - всё нормально. Подходят, я расписываюсь… Говорят: "Спасибо!" - и уходят. И порядок. Но иногда начинается: "Пойдём пива попьём, и всё!" Я говорю: "Да, я вообще не пью". Или подъезд весь распишут вдребезги...

ТК: Умное что-либо пишут?

ВК: Умный человек разве будет писать на стене? Редко что-то умное встретишь. Как правило, либо очень сильно ругают, либо очень сильно хвалят.

ТК: А за что ругают?

ВК: А за всё. В первую очередь, по поводу АРИИ - ушёл, бросил, предал. Другие пишут по поводу Артура - поливают грязью.

Беркут

ТК: А что ты думаешь об Артуре, как о новом фронтмене АРИИ?

ВК: Знаешь, мне самому неприятно, что в его адрес столько негатива летит - и так и сяк его оскорбляют. Говорят, что он хуже поёт песни, которые я когда-то пел. Кто-то, конечно, наоборот, пытается его защищать... Лично я никогда по поводу Артура ни в одном интервью плохо не говорил. Тем более что я его знал, ещё до того как АРИЯ образовалась. Мы с ним встречались ещё в ансамбле ЛЕЙСЯ, ПЕСНЯ, и я очень хорошо к нему отношусь. Просто так сложилась жизнь, и сейчас ему тяжело - у него очень непростая роль. Некоторые принимают его, некоторые не принимают. Я вспоминаю себя в той же роли. Была точно такая же история, когда мы пришли в ПОЮЩИЕ СЕРДЦА и на базе этого коллектива начала образовываться рок-группа. Раньше в ПОЮЩИХ СЕРДЦАХ пел Коля Носков, и его песни остались, а нового репертуара не было. И мне приходилось петь его вещи, тухмановские, которые были мне как вокалисту низки и жутко неудобны. Может, мне и не так доставалось, как Артуру, потому что ПОЮЩИЕ СЕРДЦА ещё не успели так раскрутиться при Носкове, как раскрутилась впоследствии АРИЯ при мне, не было ещё такого ажиотажа, но тем не менее я прекрасно его понимаю. Артуру тяжело, и я ему не завидую. Я слышал, что в АРИИ существует определённое недовольство Артуром и что они думают о смене вокалиста - ну, что можно сказать? Им нелегко будет найти замену Беркуту, он очень профессиональный человек на самом деле. В АВТОГРАФЕ я его слышал, на последнем концерте он пел просто супер, это - его.

О вокалистах

ТК: А почему у нас так мало хороших вокалистов - гораздо меньше, чем музыкантов-инструменталистов высокого уровня?

ВК: Да, как ни странно, это так. Трудно сказать, почему. Вот если взять наше поколение, 58-го - начала 60-х годов рождения... Мы в своё время отрицали вокально-инструментальные ансамбли, хотя были среди них и неплохие. Мне, скажем, всегда ПЕСНЯРЫ нравились. А были ещё всякие ПЛАМЯ и иже с ними, которые мне не нравились. Но все кого ни возьми воспитывались на западном роке - гитаристы снимали Блэкмора, вокалисты пытались петь, как Ковердейл, Гиллан, Плант, Холдер из SLADE или Фогерти из CREEDENCE. На этих музыкантах старались учиться. А нынешнее поколение старается учиться уже на другом. Можно по-разному относиться к группам, которые крутятся на "Нашем Радио", но вокалистов приличных, по большому счёту, там нет. То, как они поют, я называю "питерской манеркой" - поют блеющим голоском, непоставленным. Есть, конечно, и в этом своя фишка - я понимаю... Но они просто на другом воспитаны и не стараются петь, как настоящие профессионалы. И тенденции к этому нет. И потом, есть ещё множество групп, которые поют так, как я вообще не умею. (Рычит.) Как это называется? Гроулинг? Тут тоже надо учиться. Вообще, голос - это сложный инструмент, его беречь нужно. Вокалист должен во многом себе отказывать. Я знаю, что некоторые начинающие вокалисты, даже с хорошими данными, очень быстро портят себе голос, потому что не берегут его, сразу начинают орать на всю катушку. Группы же в основном работают в клубах, и певцы срывают себе голоса. И ещё нужна хотя бы какая-то подготовка.

ВИА

ВК: У меня было 5 лет работы в ансамбле ЛЕЙСЯ, ПЕСНЯ и я об этом нисколько не жалею, потому что это огромный опыт. Там были хорошие музыканты, которые, быть может, и не любили особо тяжёлую музыку, но любили другую - Стиви Уандера, Рэя Чарлза. Я и сам эту музыку очень любил, хотя и совершенно другую тоже любил. В ансамбле пели Коля Расторгуев, я, и ещё были вокалисты. Каждый пел по одной­-две сольных вещи, а остальное - групповое пение. "Родная земля"… Очень много добрынинских вещей пели. Набирался опыта. Концертов была масса - в месяц могли и 85 концертов отработать. По 3, по 4, по 5 концертов в день. Один раз даже 7 было! Всё это дало опыт, который, грубо говоря, не пропивается с годами и не проходит бесследно. Я с огромным удовольствием вспоминаю ансамбль ЛЕЙСЯ, ПЕСНЯ. Пусть это и был, по нынешним меркам, попсовый коллектив, но мы играли всегда в живую - ни одного фанерного концерта за пять лет работы. Мы даже мониторов не имели! Пели без них, потому что не было мониторов тогда - это же был 80-й год. Мы BEATLES старались петь и добрынинские песни раскладывали на голоса. У меня сохранились записи того времени. Я послушал и удивился, насколько всё нормально звучало и насколько стройно мы пели. Барыкин, Кузьмин - все они из того же времени, может пораньше чуток, чем я. Тоже работали в ансамблях массу концертов, в которых голос закаляется. У молодёжи, работающей в клубе раз или два в месяц, такого опыта быть не может. Но подход такой: а чего там петь - я и так спою. Есть, конечно, ребята, которые занимаются, но их мало... Я никогда не отрицаю своё виашное прошлое. Знаю, что многие это делают - вымарывают из биографии участие в ансамблях. Но для меня это часть жизни, почему я должен от неё отказываться?

Российская хэви-сцена

ТК: У нас огромное количество групп играет хэви-метал старой школы, и вроде бы стиль довольно популярен. Иерархия сложилась очень чёткая: сверху КИПЕЛОВ, ниже идёт АРИЯ, ниже МАСТЕР, ЛЕГИОН, ЧЁРНЫЙ ОБЕЛИСК, ЭПИДЕМИЯ, CATHARSIS. Ниже E.S.T., ЧЁРНЫЙ КОФЕ, а за ними ещё 150 тысяч групп - на олимпийской дистанции. И все, кроме вашего коллектива, работают в клубах.

ВК: Я бы МАСТЕР отметил - они очень хорошие музыканты, особенно Алик Грановский, который играет просто здорово. И ещё ЧЁРНЫЙ ОБЕЛИСК. Мне очень нравится, как они пишут в студии. У нас не так много групп, которые умеют записываться нормально. Вот мы, несмотря на весь свой статус, всегда имели проблемы с записью - что в АРИИ, что здесь. Возвращаясь к МАСТЕРУ, хочу сказать, что немножко не туда группа со своей музыкой повернула, вот эти все метания - они губительны. Много было очень популярных тяжёлых команд. Вот и Варшавский, который пытается реанимировать ЧЁРНЫЙ КОФЕ. Работает вроде - но это уже не тот ЧЁРНЫЙ КОФЕ, что был тогда: и музыканты другие, и сам Варшавский уже не тот, и время он потерял, когда ушёл со сцены и уехал в Америку - многие, к большому сожалению, его просто забыли. И КРУИЗ пытается реанимироваться в различных вариантах - Гаина пробует вернуться, и без Гаины группа существует - с Сашей Мониным, но они немножко другую музыку играют. На самом деле, я не знаю точно, с чем связан закат этих групп и почему мы и АРИЯ остаёмся наверху. Но я знаю, что мне удалось избежать всяких метаний и в АРИИ, и теперь вот здесь - стиль остался похожим, хоть и трудно это назвать совсем уж хэви-металом. У меня всегда ориентирами были Оcборн, JUDAS PRIEST и IRON MAIDEN - вот это всё во что-то такое и замешивалось. Можно ещё добавить METALLICA, но они, пожалуй, никогда не имели на меня большого влияния, хотя группа классная. Они больше должны бы вдохновлять МАСТЕР, который поначалу играл музыку ближе к трэшу. А у меня было всегда желание играть более мелодичную музыку, чтобы она была запоминающейся и самому нравилась. Всё-таки я выходец из вокально-инструментальных времён.

Вкусы

ВК: Я не отрицаю другие течения, нормально к ним отношусь, если они действительно цепляют. В группе играют ребята, которые помоложе меня, и вкусы у них другие. Иногда я называю какие-то песни JUDAS PRIEST, или ещё древнее - URIAH HEEP, а они их просто не знают. Но они приносят IN FLAMES или свою любимую армянскую группу SYSTEM OF A DOWN. Мне там тоже отдельные песни очень нравятся, есть чему поучиться, тем более что времена меняются и поэтому надо постоянно для себя открывать что-то новое. Мне безумно понравились MUSE. Просто потрясающая команда. Произвела на меня настолько же сильное впечатление, как когда-то SLADE и CREEDENCE, хотя это совсем другое, конечно. Я поражён их мелодикой! Правда, многие говорят, что MUSE - отголоски RADIOHEAD. Ну, мы тоже никогда не были оригинальными! Не мы придумали направление и течение, в котором играем. Каждый может найти в песнях, спетых мной, влияние той или иной группы. К тому же, мы всегда смотрели, как там люди двигаются, снимали их манеру работы во время выступления.

Влияние на людей

ТК: Так или иначе, в своём стиле вы преуспели больше, чем кто бы то ни было в России.

ВК: Может быть, да. Это связано с песнями, которые кого-то цепляли...

ТК: И которые куда-то кого-то привели.

ВК: Да, и порой мы сами не ожидали, что так будет. Пишешь песню, заранее и не предполагая, о чём она должна быть. Начинаем прикидывать текст. Достаточно спонтанно всё происходит: "Подошла тема?" - "Вроде да". А потом люди начинают письма писать, что песня всё внутри перевернула, помогла выжить. Сам порой удивляешься - ведь не вкладывали в песню тот смысл, который в ней видят. Даже если взять вещи, сделанные с АРИЕЙ, ту же "Игру с огнём" про Паганини. Народ стал интересоваться, покупать отечественный фильм о Паганини на видеокассетах. Или "Кровь за кровь". Те, кто вообще никогда не знал Булгакова, начали его читать. Просто кто-то где-то упомянул о том, что песня "по мотивам", и всё.

ТК: Такая вот просветительская функция...

ВК: Наверное, хотя никто не брал на себя специально такую роль, но приятно было, что кто-то ходит на концерты не просто поорать. Есть и такая часть людей (и я понимаю их прекрасно), которой надо отвязаться. Но мне приятно, что есть и те, кто пытается вникнуть в текст песни, чтобы понять для чего мы всё это сделали.

Песня "Я свободен"

ТК: Ты почувствовал смену аудитории в сторону увеличения доли более солидных людей на концертах, после того как начал исполнять новый репертуар?

ВК: Да, я почувствовал, но это не пластинка повлияла, а одна-единственная песня - "Я свободен". Это абсолютно точно. Мы с Мавриным записали её на нашем совместном альбоме в 97-м. Она вышла на пластинке, и никто её особо не запомнил. Кто знал - тем она и нравилась. А потом, поскольку не было новых песен, мы её переписали, и она обрела второе дыхание, стала крутиться везде. И после этого возрастной ценз увеличился, стали приходить дамы преклонного возраста.

ТК: Дамы, наверное, ужасно обламываются?

ВК: По-разному бывает. Обламываются те, которые сидят в vip-ложе, куда билеты стоят дорого. Основной наш контингент, соответственно, туда не попадает - я ребят прекрасно понимаю, но цены не мы назначаем. И вот я смотрю в зал, а все передние ряды занимает публика, которая пришла послушать песню "Я свободен" и ещё, может быть, парочку лирических баллад. А мы же не можем концерт с "Я свободен" начать. И вот они сидят перед нами, некоторые даже заткнув уши, в ожидании песни "Я свободен". А основные фэны наши на галёрке, и это всегда страшно обламывает, но ничего не сделаешь. Мы не делим пришедших на концерт на плохих и хороших, своих и чужих - они заплатили за билет, и мы должны работать для всех одинаково. Исполняется песня "Я свободен", но из vip-лож почему-то не уходят, представляешь? Вот что удивительно. Может, денег заплаченных жалко, а может, интересно становится, что будет дальше.

ТК: Как по-твоему, группа КИПЕЛОВ сильно выпадает из поля "русского рока"?

ВК: В принципе, да. Но мы очень благодарны "Нашему Радио" - это единственная станция, которая нас постоянно поддерживает. Раньше мы были в некоторой изоляции. Правда, "Наше" всегда брало только баллады и лишь недавно согласилось крутить "Не сейчас". А "Я свободен" крутили вообще безумно много и долго, пока не натёрли всем мозоли на ушах этой песней.

ТК: Ты жалеешь, что её "перекрутили"?

ВК: Жалею, даже у меня стало к ней совсем другое отношение. С одной стороны, песня популярна, а с другой - не хотелось бы остаться в памяти народной исполнителем лишь этой песни. Многие на радио и телевидении стремятся давать песню больше и больше, но забывают, что появляется опасность надоесть. Дошло до того, что когда я покупаю сигареты, продавщица из ларька мне кричит: "А, привет! Я свободен!" Или прихожу на мой родной Красногвардейский рынок - так там раньше из динамиков лишь "Мальчик хочет в Тамбов" можно было услышать, а теперь - "Я свободен", и за мной азербайджанский торговец бежит с диском: "Подпиши, пожалуйста". Я подписываю. Такой популярности я не помню.

Идеологический раскол

ВК: Мои отношения с религией были всегда моим личным делом. Верю или не верю я в Бога - сам должен решать, но там уже пошёл такой перегиб, что мне надоело терпеть. Не скажу, что я супернабожный человек, но и во мне есть определённые вещи, которые заставляют меня сказать: "Нет, я это совершенно точно делать не буду". Когда появилась песня "Антихрист", я её пел, у меня к ней было своё отношение - совершенно иное, нежели сейчас. Но потом, когда я начал наблюдать толпу людей на концертах, скандирующих "Имя мне антихрист, знак мне шесть, шесть, шесть", я понял, что они вкладывают в песню совсем другой смысл, не понимая, о чём она на самом деле. И уже стало очевидно, что исполнение этой композиции - провокация. Я отказался, и это вызвало определённый негатив.

ТК: Тематика и идеология твоего альбома действительно сильно отличаются от "арийских".

ВК: Что мне очень в последнее время не нравилось в АРИИ и от чего хотелось уйти - плакатность, которая в АРИИ и сейчас продолжается: "Патриот, имя тебе", "Кто не с нами - тот против нас". Вот от этого мне давно хотелось избавиться. Хотя я не отрицаю, что и раньше были подобные песни, и мы их до сих пор играем - "Воля и разум" например. Но там, конечно, была другая идея. Текстам никто из нас особого внимания тогда не уделял - играется жёсткий рифф, и хорошо... Если был антивоенный текст, как в песне "Воля и разум", это вовсе не означало, что все мы - пламенные борцы за ядерное разоружение. Просто со стороны того же Векштейна это было своеобразным ходом - он мог этим козырять в различных инстанциях: "Вот, ребята, у нас есть собственный противовес буржуазному влиянию хэви-метала, разрушительной западной идеологии".

ТК: Такой вот "металл, излучающий свет" получается.

ВК: Ну да, "Воля и разум", "Игры не для нас"... Мне это всё не очень нравилось, скажу прямо, а кому-то из музыкантов, не будем называть имён (Смеётся.), наоборот, очень нравилось - чтобы кулак был, "мы вместе", всё нормально. Позже у нас ещё одна подобная песня появилась, "Раскачаем этот мир". Со временем человек взрослеет и меняется, ему хочется петь уже личностные песни. Вот в нашем альбоме мне и удалось это сделать, пусть в несколько завуалированной форме.

Юбилей АРИИ

ТК: Я очень много читал и слышал от самых разных по уровню вменяемости людей о том, что ты не принял участие в юбилейных концертах АРИИ. И твоё неучастие обычно оценивается предельно негативно. Тем не менее прекрасно понятно, что группа-юбиляр - и твоя группа.

ВК: Ну да, конечно. Но не многие об этом знают, и не хотелось выносить это на всеобщее обозрение. На самом деле, вся эта история началась гораздо раньше, когда мы расставались - и с названием были заморочки, и очень много вылили всякой грязи по поводу "расхода" и того, кто в этом виноват. Я, в принципе, молчал тогда. В 2005 - год 20-летия - у АРИИ появился определённый шанс взять реванш, и они начали праздновать сильно заранее - юбилейный тур начался в марте. В некоторых сибирских городах уже висели плакаты, на которых было написано, что в концертах принимает участие Кипелов. Я об этом, разумеется, ничего не знал. Мне из того же города звонят люди и спрашивают: "Как же ты собираешься к нам с АРИЕЙ сейчас, если вскоре со своей группой должен выступать?" Я-то АРИЮ понимаю - им нужно было как можно больше народу привлечь. Но мне это не очень понравилось, поскольку, если бы они меня заранее предупредили и спросили о моём отношении к туру, я бы понял. А когда я получаю информацию от посторонних людей - вопрос уже по-другому решается. Наш директор начинает звонить директору АРИИ и слышит: "Да вот… мы хотели… так и так… в общем…" И вот, когда дошло до основного юбилейного концерта в октябре, у нас были совсем плохие отношения. Кого-то АРИЯ хотела приглашать из бывших участников, кого-то не хотела. Терентьева, насколько я знаю, они не хотели. С Манякиным - непонятно было. Я до последнего момента думал: "Будет тур, не будет тура - вырвемся, поедем с Манякиным". Причём не обязательно участвовать, а просто приехать туда, пойти на концерт. Но потом пришло официальное письмо: "За неимением возможности лично связаться с господином Кипеловым, администрация группы АРИЯ предлагает принять участие..." Далее шла речь о перезаписи "Воли и разума". Если бы мне просто кто-то из них позвонил и сказал: "Слушай, приходи поучаствовать в записи "Воли и разума" для радио - с Бутусовым и многими другими известными музыкантами", но мне прислали официальное письмо! Тут я совсем обломался, окончательно. А тур - это хорошее объяснение моего отсутствия. Хотя в туре я ребят поздравлял на каждом концерте. По большому счёту, негатива у меня к ним не осталось. Прошло время, всё улеглось. У них свои проблемы, у нас - свои. Может, у них больше проблем, может - наоборот. Я сейчас на их счёт совершенно спокоен. Многие пытаются искусственно раздувать тему конкуренции. Да какая тут конкуренция? Сейчас, в принципе, всего два коллектива, которые активно в последнее время ездили по регионам. КОРОЛЬ И ШУТ работал до недавнего времени. АЛИСА ещё, но они не хард-н-хэви играют, хотя и пытаются сейчас звучать довольно жёстко. Игорь Романов, новый гитарист АЛИСЫ, для этой цели весьма подходит... Но все эти группы относились к другому лагерю, как и ДДТ. Так что нет конкуренции между нами и АРИЕЙ. И даже не потому, что мы - самые, как некоторые считают, лучшие в этом стиле. Просто так сложилось, что мы попали туда, куда попали. В чём-то, может быть благодаря определённым нашим усилиям, а в чём-то, наверное, благодаря чьим-то промахам.

Музыкальный застой

ТК: Как ты думаешь, появилось ли в мире после метала какое-либо по-настоящему романтичное направление, дающее альтернативу этой жуткой матрице?

ВК: Я не могу сказать, что на 100% появилось. Себя я корю за то, что исполняемые мной тексты порой чересчур пессимистичны. Но сейчас пришли новые направления, которые ещё больше это усугубляют. Послушаешь, и так придавливает, что если и не пойдёшь сразу вешаться, то жить всё равно уже не хочется. Хотя в любом стиле можно писать такие песни. У Стинга в песне "Bourbon Street" лирический герой превращается в вампира... Но с тяжёлой музыкой, конечно, другая история. Я её всегда люблю сравнивать с хоккеем. Вот есть фигурное катание, а есть мужская, жёсткая игра - хоккей. И в этой игре мужчина может себя проявить. Хотя, допустим, слушаю я последние альбомы EDGUY, HELLOWEEN - их понесло в какую-то другую сторону, достаточно надуманную. Они могут пять раз за песню ритм сменить. Но что-то здесь не так.

ТК: Музыка не ради искусства, а ради технического мастерства?

ВК: Ну да, слушаешь как музыкант - звучит так, что не придраться. Нам до этого ещё расти и расти. Но за душу не берёт! В эту сторону понесло очень многих, даже тех, кто играл музыку попроще, чем у HELLOWEEN... Последний альбом, от которого я был в настоящем восторге - "Ozzmozis", но это было уже несколько лет назад. Дух ушёл, который был когда-то. Люди сидят - вычисляют, выверяют. Вот послушал я новый JUDAS PRIEST, снова с Хэлфордом. Он традиционно, правильно звучит... Но это не "Painkiller". Просто надо было в этом составе альбом записать - они и записали. А на концерт я всё равно с удовольствием пошёл - очень хотелось послушать, как Хэлфорд поёт вживую. Пел он, конечно, просто супер, хотя общее настроение у них уже не то. Заметно, что они порознь. Новый SCORPIONS взял послушать - они так жёстко в первой песне заиграли, такие гитары мощные. "Вот это да!" - думаю. Не ожидал от них. Но тут бац, и покатились лирические песенки, романсики, все одинаковые. В жанре сейчас наблюдается определённый застой, да и не только в жанре. Потерялось какое-то горение, исчезла душа... Люди зарабатывают деньги. Я вспоминаю LED ZEPPELIN - они молодцы, что расстались после смерти Бонэма.

Как делались "Реки времен"

ВК: Мне было очень приятно, что мои ребята участвовали в сочинении материала. Я говорил им: "Тащите всё, это же наше общее дело", в аранжировках помогал, мелодику придумывал. У Голованова сочинительский опыт уже был, но наш бас-гитарист, Лёшка Харьков, который до этого работал у Маврина, своих песен там не сочинял. Я рад, что в нашем альбоме две Лёшкины песни - "Наваждение" и, собственно, заглавная - "Реки времён". С идеей второй песни он пришёл после просмотра фильма "Александр". Мне не хотелось, чтобы напрямую говорилось об Александре Македонском, но изначальный текст Рита Пушкина писала конкретно о нём. Я попросил её переделать всё таким образом, чтобы передать основную идею, не привязывая к конкретной личности: ты к чему-то стремился, но понял, что не достигнешь этого, и от отчаяния застыл на краю земли. Отчасти эта же тема отражена в "Не сейчас". Я рад, что ребята такие молодцы - не подвели, и нам удалось что-то сделать. Надеюсь, запал не пройдёт и у нас хватит сил продолжать. В альбоме, как я уже говорил, много личных песен. Например, "Дыханье Тьмы". При первом прочтении кажется, что это всё та же сатанинская тема - "touch of Evil", прикосновение зла. А на самом деле, если разобрать текст, то видно, что эта песня иносказательно повествует о трудных и болезненных процессах, происходивших в группе. "Время иссякло" - оно и на самом деле иссякало, все ждали нового альбома. "Хватило бы сил" - непонятно было, хватит ли их. "Есть шанс дотянуть до заветной черты" - хотелось вполне конкретно дотянуть до черты, то есть записать, наконец, этот альбом и выйти на новый уровень. "Стёрта грань свой / чужой" - действительно в какой-то момент уже было не ясно, кто тебя поддерживает и готов идти с тобой до конца, а кто не верит и готов тебя бросить. Там почти каждая строчка об этом, и каждой найдётся своё объяснение.

ТК: Мне вот лично казалось, что это песня о летчике в горящем самолете.

ВК: А я себя в какой-то момент таким пилотом и ощущал! Ты летишь, по тебе шарашат со всех сторон. Ты получаешь удары за то, что было, и за то, что ещё не случилось. Ты чувствуешь приближение тьмы и думаешь: "Всё, сейчас конец". Но вырываешь "штурвал на себя" и "уходишь в свободный полёт".

ТК: Первая вещь на пластинке перекликается с заглавной песней вашего с Мавриным альбома "Смутное время".

ВК: Да, есть такое дело. Но это не было сделано сознательно. Как правило, музыка уже сложилась, я "рыбу" пою на англо-бурском языке, а о чём в точности будет текст ещё не известно. И вариантов текста этой вещи было сочинено множество... Ты не представляешь даже, о чём там могла зайти речь - такого наворочено! И в конце концов, когда сил уже не было, остановились на этом. Рита предложила положить в основу песни изречение Конфуция о том, что "и врагу не желай жить в эпоху перемен". Может, я и забыл, что на "Смутном времени" есть почти аналогичная тема... Но Рита ввела образ земли, которая хочет сбросить седока-ковбоя. Уже шла война в Ираке, и под словом "ковбой" она имела в виду Буша. "Мир словно порох" - связано с наводнением. В общем, пошло выруливаться, я начал что-то предлагать. Потом вернулись к нашей стране, к нашей "части суши, что названа шестой", появился образ "креста", на котором мы сами сначала распинаем людей, а потом возвышаем их... Таким вот заявлением получилась первая песня. Глядишь, поклонники увидят совсем другое, как это случилось с "Матричным богом". Там мне просто хотелось изложить своё отношение к тому, что мой сын торчит постоянно в компьютере и никак не идёт на контакт со мной. Сидит - в игрушки режется, в интернете лазает. А я хочу, чтобы он отвлекся, хочу с ним глаза в глаза говорить. И под "матричным богом" я подразумевал компьютер, влияние урбанизации - всё то, что происходит в мире: настоящая жизнь меняется на виртуальную. И отчасти мне хотелось там зацепить всех этих жестяных звёзд, но не в лоб, а намёком - там "конвейер" упомянут... Вообще, многие сейчас кроют эту "Фабрику звёзд", которая и мне очень сильно не нравится. Хотя и там есть способные ребята, умеющие петь... но вот попали они туда, и это их проблема большая.

Hosted by uCoz