Интервью из журнала IN ROCK #16 весна 2006 г.
Взято перед Новым Годом:)
Ответ: Ещё одно большое интервью Кипелова
Продолжение
В "Арии" вы стали играть
хэви-метал. Это было решение, которое шло изнутри, или некий расчет на то, что
эта музыка востребована, есть ниша, которую надо попробовать занять?
Нет, было не так. Всё началось с коллектива "Поющие сердца", который
тоже играл популярную музыку. Виктору Векштейну очень хотелось сделать
рок-группу. 0 металле он не думал, просто чувствовал дыхание времени, понимал,
что ВИА становятся непопулярными и надо переходить на новые рельсы. Был у него
даже эксперимент — команда, где играли будущие участники "Арии" Алик
Грановский и Кирилл Покровский, а пел Николай Носков. Что у них вместе не
получилось — не знаю, но в результате пригласили меня, Не одного — я был в
числе многих, кто проходил прослушивание.
Я пришел, не зная еще, что это будет за коллектив, не знал, что это будет
хэви-метал, просто искал работу после "Лейся, песня". Тогда, в 1985
году, нас закрыли за то, что мы не сдали какой-то очередной просмотр, и группа
разбежалась кто куда, а я приехал прослушиваться.
На начальном этапе мы еще не знали, что будем играть — в репертуаре были песни
Тухманова, словом, наследие того состава, где пел Носков. Потом, почти
одновременно со мной, пришел Владимир Холстинин, а он с Аликом Грановским играл
прежде в "Альфе". В их головах, видимо, и возникла мысль играть
жесткую музыку, а Векштейн пошел им навстречу. Я тоже к этому присоединился,
понравилась идея и барабанщику Александру Львову. Мы взялись за сочинение
репертуара, и он получился близким по стилю к Judas Priest, Iron Maiden и Оззи
Озборну... Никто заранее ничего не продумывал. Причем изначально, насколько я
знаю, Холстинин и Грановский намеревались просто сделать запись и уйти — ведь у
Векштейна имелась студия, а искать возможность записаться на стороне не было денег.
Но альбом вдруг "пошёл", Он сперва распространялся на кассетах и
оказался настолько популярен и востребован, что... не скажу, что революцию
произвел, но шума много было. И все поняли, что это — окончательный состав,
что, наверное, мы и дальше будем играть такую музыку.
Никто ведь заранее не думал, модна она или нет. Просто каждый к этому стилю
стремился. Пожалуй, я поначалу плохо был знаком с металлом, любил больше
хард-рок в духе Led Zeppelin и Deep Purple, но послушал и тоже полюбил этот
жанр.
Как вы искали ваш вокальный стиль? Были
ли певцы, на чьем примере вы учились?
Да. Это и Дио, и Плант, и Ковердейл. Очень нравился Нодди Холдер из Slade
опять-таки, Роб Хэлфорд из Judas Priest, Брюс Дикинсон из Iron Maiden. Слушая
их, я пытался найти в их манере исполнения что-то подходящее для своего стиля.
В то же время я занимался и с академическим преподавателем по вокалу, и поэтому
первый альбом сейчас довольно смешно слушать, там весьма заметна классическая
окраска в голосе. Я слушал себя тогда и понимал — что-то надо менять.
Мягко всё звучало.
Да, это еще и наследие ВИА "Лейся, песня" — там достаточно мягкие
были голоса, ну и наловились занятия у педагога. Определенное время я работал
над тем, чтобы совместить одно и другое...
В какой момент всё совместилось?
Позже, Наверное, начиная с альбома 'Герой асфальта" или даже "Игры с
огнём". Уже "Кровь за кровь" была тем, что надо. В то время мы
ушли от Векштейна, и я перестал заниматься со своим классическим педагогом. Тем
не менее, я ему благодарен за всё, что он для меня сделал и чему научил.
С тех пор голосом занимаетесь сами?
Индивидуально. Скажем так, время от времени. (Смеется.)
Ведь если сравнить с тем, как поют
сейчас рок-ветераны, Ян Гиллан, к примеру, то голос у вас сохранился на отлично
...
Ну, если бы еще не всякие отягчающие обстоятельства... Еще бы курить бросить,
было бы совсем замечательно! Я сам чувствую, что диапазон уменьшается, к
большому моему сожалению... Бывает так, что всё бросаешь на самотек, не
обращаешь внимания — это неправильно. Надо над собой работать, стремиться к
идеальному звучанию, ни в коем случае не думать, мол, всё, хватит, лучше уже
нельзя.
Конечно. Вернемся к "Арии. Итак,
группа прославилась, выступала на стадионах, и вот наступил общий спад интереса
к рок-музыке в стране. Кто-то совсем пропал, кто-то выплыл, а вы, говорят,
работали чуть ли не сторожем...
Да, так и было. Примерно с 1991 по 1995-й год, до выхода альбома "Ночь
короче дня". Очень тяжелое было время, занимались кто извозом, кто чем, Я
и правда работал сторожем на той же репетиционной базе в Выхино, ДК
"Волгоград", где охранял аппаратуру, на которой мы когда-то играли на
стадионах. Но дело в том, что я и не мог, не хотел ничем другим заниматься.
Сторож, истопник — это вечные профессии музыкантов. На базе были инструменты, и
можно было там что-то сочинять. А искать себя в чем-то ином... Я сейчас думаю,
что это было такое испытание для всех нас. Помню, многие тогда уехали на Запад
— Варшавский из "Черного Кофе", ребята из "Мастера"... Кто-то
собирался покорять Бельгию, кто-то — Америку, а мы… мы умудрились сохранить
команду. Был, правда, катаклизм в 95-м, когда увольняли меня, потом в связи с
этим группу "Ария" покинул Сергей Маврин.
Вы ухитрялись в этих тяжелых условиях
еще что-то сочинять, придумывать...
Да, причем иногда еще и выезжали с концертами, правда, не очень большими,
потому что не было возможности вывозить с собой аппаратуру и приходилось играть
на тех "дровах", что нам выставляли. Нечасто — раз в три-четыре
месяца, но выступления были. Словом, все сидели и ждали лучших времен. И
дождались — с 1995 года начался непрерывный подъем.
С чем связан этот подъем?
Причин много. И экономическая ситуация в стране изменилась. Закончились четыре
года "шоковой терапии", и народ почувствовал себя полегче. Мы создали
студию "Ария Records" и записали наконец удачный, как мне кажется,
альбом "Ночь короче дня", а его выход напомнил многим о группе. Мы
поняли, что наступил новый виток, интерес проснулся... А может, он никуда и не
исчезал. Просто тяжело пришлось всем. Не до музыки было в тот момент.
Может быть, помогло еще и финансирование
со стороны спонсоров?
Да нет, финансирование было чуть позже, году в 1998-м, да и то весьма
относительное. Это были продюсеры — не продюсеры, партнеры, как они себя
называли, в лице фирмы "Харлей-Дэвидсон". А с 95-го по 98-й мы жили
сами по себе, нам никогда никто ни в чём не помогал.
Мы почему-то всегда живем вопреки. Все нас хоронили, а мы выживали — вопреки
чужому мнению, вкусам... Может быть, причина в том, что мы делали свое дело.
Ничего другого не хотели, не могли, не умели. Были преданы своему стилю.
И вы сохранили команду.
Да, это самое важное.
Получилось странно — или нет, совсем не
странно, потому что эта история в рок-н-ролле повторяется неоднократно: люди,
которые выдержали испытание трудностями, потом не выдержали испытания успехом.
(Смеется) Да. Это огонь и вода. Огонь и воду мы прошли, а вот медные трубы не
осилили. Мы с Холстининым вместе 17 лет отработали, с Дубининым — 15, за это
время просто очень надоели друг другу, много попортили крови... Были и разные
взгляды на музыку, на то, в каком направлении дальше двигаться, а главное, что
меня не устраивало, то, что мы потеряли команду. Утратили тот дух
"Арии", что был всегда нам присущ. Мы ведь всегда делали всё вместе —
занимались аранжировками, встречались, проводили праздники. Теперь каждый жил
сам по себе, Песни для альбома "Химера" готовили поодиночке — каждый
свою вещь сам сочинял, сводил, делал аранжировки, работал индивидуально с
поэтом... Группы не было. Мы перестали общаться друг с другом нормально, не
понимали друг друга. Как лебедь, рак и щука — каждый тянул в свою сторону.
Вот из-за чего всё и произошло, А остальное — уже наслоения.
Еще до распада Арии появился такой
прекрасный творческий союз — "Кипелов-Маврин".
(Перебивая.) Да, то же самое было.
Почему же не получилось сотрудничества в
группе "Кипелов"?
Та же история. Над альбомом "Смутное Время" мы работали вместе. Там
половина песен его, половина моих, аранжировки делал он, но общую стратегию мы
определяли вдвоем.
И альбом не вызывает такого чувства, что
есть песни его, а есть — ваши…
Да. К сожалению, этого не удалось сохранить здесь, в группе
"Кипелов"... Поскольку... (Задумывается.) Сергей в последнее время
привык работать и сочинять в одиночку. В этом основная проблема. Вернуть
взаимопонимание, которое было между нами в 1997 году, не удалось. А теперь у
меня есть сплочённый коллектив, да и Сергей, надеюсь, поймет со временем, что
всё делать одному невозможно. Однобокость получается. Чтобы внутри команды были
нормальные отношения, нужно, чтобы в музыку каждый вносил определенную часть. А
этого не случилось. Мы не соприкасались во многом.
Он обижался, я знаю точно, на то, что я "заворачивал" его песни. Да,
это было. Но я предлагал компромиссы, аранжировки, которые бы всех нас
устраивали.
Что было не так в его песнях?
Маврина привлекают, скажем так, эпические "полотна" на 9-11 минут. Я
отошел от такой музыки, мне ближе более компактные, более жесткие песни. Есть
стиль, который выработан в "Арии", и очень не хотелось от него
отступать.
Но эпические вещи — одна из
отличительных черт Арии. "Баллада о древнерусском воине", "Ночь
короче дня", "Игра с Огнём'...
Да, и мне эти баллады нравятся. Но это вещи другого плана... Мы не сходились
даже в идеологии, в текстовых вопросах. Вот, скажем, "стынет лед на
губах" — это моя строчка. Он хотел, чтобы оставалось "вниз лицом на
земле", Я не знаю... Сергей приносил песни. Мне они нравились. Но
хотелось, чтобы они были более компактными, что ли. Как бы сказать...
Харьков: Стилистика должна была
быть.
В.К.: Да, общая стилистика. Каждый
должен был вносить что-то свое. А то, что приносил Маврин, было характерно
только для музыки Маврина. Там в принципе кроме него никто не угадывался.
Понимаете, о чём я говорю?
Да, именно такое впечатление... Раз речь
зашла о текстах, хотелось бы подробнее расспросить о них и о вашей работе с
Маргаритой Пушкиной. Что первично - музыка или тексты, кто предлагает темы
песен?
Обычно сначала сочиняется музыка и напевается "рыба" на ломаном английском
языке. Так многие работают. Ни в "Арии", ни здесь у нас не было ни
одной вещи, написанной на готовые слова. Что касается текстов, то порой идеи об
их содержании подаем и мы. Тему песни "Реки Времён" предложил Алексей
Харьков после просмотра фильма "Александр Великий".
Кстати, а вы слышали альбом Акселя Руди
Пелла 'Oceans of Time"... Одноименная вещь с него близка по ряду
параметров к песне Реки Времен". Схожий темп, тембры, настроение.
(Смеется.) Вот про это я не знаю ничего! Но знаю, что Валерий Гаина назвал свой
альбом, кажется, "Река Времени". Идеи такие приходят ко многим. К
Алексею — после фильма про Александра. Это была его идея-фикс: передать
отчаяние человека, который достиг конца Земли и понял, что это всё...
Бывает, что идеи предлагает и Маргарита, но на новом альбоме в основном всё шло
от нас. И "Матричный Бог", и "Дыхание Тьмы"... Идеи
возникают спонтанно — вот, к примеру, "Вавилон". Была мелодия у нас
"та-ра-дам, та-ра-дам" (напевает), и я не мог ни одного слова
придумать, которое бы подходило! А потом вдруг понял: "Вавилон". Вот
с этого всё и пошло. Я не искал никакую подоплеку. Я искал слово!
"Матричный Бог" — очень
странная для вас вещь, Когда-то вы упрекали тексты Елина, которые он писал для
"Арии", в плакатности. А эта песня — просто квинтэссенция
плакатности!
Да, есть некая плакатность, но она — на грани. Я не хотел бы, чтобы мы за эту
грань переступили. Как с "Волей и Разумом", "Здесь Куют
Металл" — да, хорошие работы, но это песни тех времён. Мы с Елиным
попробовали эту вещь сделать, и получилось про клетку, про то, что все мы живем
за решеткой. А мне хотелось отразить в песне увлечения молодых людей. Я общаюсь
с сыном, и мне знакомы пристрастия его поколения, которое предпочитает общение
с компьютером встречам "вживую". Молодежь полностью находится в
виртуальном пространстве. И мне хотелось передать эту ситуацию. Как у Metallica
в "Master of Puppets" некий высший разум манипулирует людьми, так и у
нас есть "Матричный Бог". Получилось ли, не знаю. Многие не понимают
смысла этой песни. А еще в ней есть строчка "жестяных звезд гремит
конвейер". Она про нас, про наше время.
А еще вот это "чн" в
'матричный" звучит почти как пряничный...
Я знаю, знаю, что это так — это не нравилось и Алексею [Харькову]'тоже. Да и
сыну моему не очень нравится.
Суффикс такой, он утепляет, а бог в
песне должен быть холодным. Получается, что у вас не злодей, а пряничный домик.
(Смеются.) Ну да, будет потом и песня "Пряничный Бог". Да просто
слова другого не нашлось, которое отразило бы то, что я хотел передать! Матрица
как понятие не соотносится с фильмом "Матрица". Это строчки из песни
"Вавилон" — "матричный лик заменил нам реального Бога". Я
попытался эти слова вновь использовать. Звучание - это издержки русского языка.
По-английски всё слушалось бы, наверное, по-другому.
И еще о текстах. К сожалению, у наших
металлических групп возник определенный набор клише — мол, ‘свет или тьма’,
‘мир или война’, сплошная экзальтация. Пытаетесь ли как-то уйти от штампов?
Я считаю, что на новом альбоме они присутствуют в меньшей степени. Сравнить
хотя бы с песнями типа "Вампир" и "Тебе дадут знак". К тому
же во многих песнях есть определенный подтекст, который многие не понимают...
Например, "Дыхание Тьмы", на первый взгляд, тоже о борьбе добра со
злом, о подвиге летчика, который взлетает, несмотря на то, что вывешен черный
флаг,.. Но эта песня еще и про мое состояние. Когда было непонятно, кто свой,
кто чужой, были метания, были определенные проблемы в группе. Я и хотел всё это
отразить. И удалось, но через образ пилота, который "получил со всех
сторон", победил, но в то же время самолет его загорелся и упал. Вот об
этом песня. Это не банальный вампир, у которого кровь хлещет изо всех жил и
ран.
А первая песня, "На распутье",
не является ли парафразом на “Что вы сделали с нашей мечтой”?
Наверное... Но скорее это продолжение вещи "Смутное Время".
О состоянии страны тогда и сейчас.
Да, но "смутное время" — оно не кончилось. Стабилизация какая-то
произошла, но разруха в головах еще есть. Мы же не случайно обратились к замечательному
китайцу Конфуцию, который говорил, что не дай нам Бог жить в эпоху перемен.
Ответ: Ещё одно большое интервью Кипелова
И еще продолжение
Ваша группа аполитична?
В принципе, да. Мы в политику не лезем и очень боимся, скажем так, каких-то
конъюнктурных действий. Вот есть на альбоме песня "Призрачный Взвод",
в которой мне очень хотелось отразить всё, что связано с Афганистаном, потому
что я в 1984-м там непосредственно был. Не стрелял, нет — мы с "Лейся,
песня" поднимали там дух бойцов. Но опасность заключается в том, что есть
какие-то группы, не хочу их называть, которые из конъюнктурных соображений об
этом поют. Поэтому мы максимально завуалировали эту тематику. "Вверх к
заоблачным далям, в край невзятых высот" — это может быть и про нашу
команду, к примеру.
Или про Арагорна из толкиновского
"Властелина колец , который ведет на битву свое призрачное воинство.
Да. Не хотелось, чтобы вещь была конкретно про войну - Чечню ли, Афганистан.
Лучше, если в этом образе каждый сможет найти что-то свое. Что касается
"Властелина колец" — мне нравится этот фильм. Над ним все стебаются,
а я его так люблю! Он очень красивый.
А книгу?
Нет, книгу, к сожалению, не читал, честно скажу.
Харьков: Это подвиг. Она
то-о-олстая...
В.К.: Да, очень толстая, и я не могу
запомнить всех нюансов, всех названий городов, для меня это головоломка.
(Смеется.) Но фильм смотрел — все серии, вместе с детьми, с внучкой, и был в
таком кайфе... это ведь потрясающая красота! И невзирая на всё зло, в фильме
есть и добро. И оно побеждает.
Добро там в первооснове.
Вот и я к "Властелину колец" очень по-доброму отношусь и не пытаюсь
над ним издеваться. Хотя, к большому сожалению, многие всё воспринимают превратно.
И когда попадаю в парк — я там гуляю, очень люблю это делать — то вижу
толкинистов. Они собираются и рубятся на мечах, пугая прогуливающихся граждан.
Стоит сплошнейший мат, выпивается немереное количество вина, пива и всего
прочего... Вот это плохо. Эти дети не поняли главного — того, что не мечами
нужно махать. Должен быть дух книги: джентльменство, рыцарство. Это другой мир,
другое мировоззрение. Основного они не поняли.
Интересная тема: вы играете, главным
образом, перед молодежной аудиторией. Молодежь 80-х, 90-х, сегодняшняя —
насколько новое поколение отличается от предыдущих?
Особых изменений я не вижу. Пожалуй, теперешние слушатели более критически
относятся к тому, что мы делаем. Тогда, кто бы ни играл эту дж-дж-дж
(изображает звук тяжелых гитар) музыку, всё воспринималось на ура. В 83-м было
меньше информации, мало кто слышал столько же музыки и получал столько же
сведений, как теперь. Вот в чем отличие. А в остальном...
Были тогда люди, приходившие на концерты "Арии" просто поорать и подраться,
Есть такие и сейчас. Были те, кто хотел вникнуть в музыку, в тексты, пытался
понять, что мы хотим, — и такие есть сейчас. Просто спектр публики расширился.
А аудитория песни "Я свободен" достигает семидесятилетнего возраста.
(Смеется.) К нам 70-летние бабушки приходят и ждут исполнения песни "Я
свободен"!
Не получается ли, что младшее поколение,
выросшее, когда уже не было Идеи в головах и Ленина в школах, смотрит на вас
как на человека, который сообщает некий новый смысл?..
(Хохочет.) Мне трудно представить себе такое. Я никогда себя на роль гуру не
прочил, и ребята, надеюсь, тоже. Другое дело, что у меня внутри есть какой-то
внутренний ценз. Я не могу петь, скажем, неформальную лексику. Правильно я
говорю, Алексей?
Харьков: Неформатную. То есть ненормативную.
В.К.: Да, ненормативную. Я считаю,
что ее хватает в жизни и не надо тащить эту грязь еще и в музыку. Даже такие
фразы, как "в мире много старых козлов", меня всегда очень коробили.
Я это отсекаю. В тяжелой музыке это не главное. А что главное? Главное — в
письмах, которые я получаю... Много писем, в которых написано — реально, я не
вру, — что наши песни буквально помогали людям выживать в тяжелые моменты.
Кто-то, скажем, увлекался тяжелыми наркотиками, еще какими-то нехорошими
излишествами... Я этого избежал, слава богу. Я вообще десять лет не употребляю
спиртных напитков. И мне очень приятно — тем более как отцу и дедушке, что люди
в чём-то следуют за мной, пытаются смотреть на мир трезвыми и незатуманенными
глазами. Это уже хорошо. Я счастлив, если наши песни помогают кому-то жить,
кому-то — выживать, кому-то — справляться с трудностями. Я не для себя это
делаю. Не столько для себя, сколько для других. А учителем быть — вряд ли.
Какой я учитель — у меня и у самого-то изъянов полно. И самому есть чему
поучиться.
Рассказывают, что в кавер-версии Manowar
“Пробил Час” вы долго отказывались петь строчку "дать пинка под зад".
Что же в ней такого?
Да, я очень не хотел ее петь, "Больше пива, больше хэви" — это не моя
идеология. Я не отношусь к этой категории людей. Я вообще ничего не пью!
(Смеется.) "Дать пинка под зад" — кому, учителю? Понимаю, это
свойственно другим металлическим группам, и таких текстов полно! Но меня очень
сильно коробило. Однако я шел на определенные компромиссы ради своих друзей.
Пел песни с текстами, которые меня, если честно, сильно раздражали.
А кому пришла идея сделать кавер Golden
Earring?
Это всё из того же источника, Наши "партнеры", как они себя называли
— фирма "Харлей-Дэвидсон", предложили сделать три песни западных
групп с русскими текстами. Golden Earring "Беспечный Ангел", Manowar
"Пробил час", и White Lion "Свобода. Первоначально —
исключительно для внутреннего пользования, и только потом вещи были
опубликованы в сборниках. А я знаю, насколько Холстинин был против того, чтобы
исполнять чьи-то кавер-версии! Мы этого не делали никогда прежде. Так что с
"Беспечным Ангелом" мы просто выполнили не наше желание. Хотя эту
балладу мы до сих пор играем — песня-то красивая...
Просто выбор очень необычный. Все знают
Manowar, но почти никто не знает Golden Earring. Кстати, не лланируете ли вы
записать, как это распространено сейчас, диск кавер-версий своих любимых вещей?
Это вполне возможно.
И какие бы песни в такой альбом могли бы
войти?
(Смеются.) Разные. У нас, например, Алексей System of the Down любит. Хотя и
мне тоже их вещи нравятся. Я бы отобрал многое из репертуара Judas Pries, Black
Sabbath... Можно мысленно вернуться к тому, что мы делали с Мавриным, сыграть
снова Slade, только с более современным звуком. Словом, материал тех групп,
которые мне всегда очень нравились. А вот Led Zeppelin я бы не рискнул петь.
Это настолько специфично! Да, у них много песен, которые я обожаю. "Since
I’ve Been Loving You" — это же самый великий блюз! Но я бы за нее не взялся.
Главный принцип — не испортить. Не смазать то, первое впечатление. Я знаю, что
многие музыканты берутся за чужой репертуар, но у них не получается...
Манера пения в Slade очень сильно
отличается от той, в какой вы поете сейчас?
Да, но я и холдеровской манерой владею. И многие, кто слышал, говорили, что
получается чуть ли не один в один. Вот не знаю, правда, сейчас смогу ли так
петь... Но с таким драйвом — точно.
(Время поджимает, а за дверью студии ждет
пришедший но прослушивание гитарист... Поэтому остается по-быстрому задать
оставшиеся вопросы.)
Не было ли планов по изданию альбома за
рубежом?
Были, но (смеется) думаю, им не суждено воплотиться в жизнь. Мы хотели
выпустить лучшие песни, но нужен хороший перевод, а я в английском не очень
силен. Могу, например, снять" Slade, подражая тому, как они произносят
слова. А у нас был, к сожалению, один опыт, сделали мы одну страшную песню —
"You’d Better Believe Me", т.е. "Не хочешь — не верь мне".
Спустя какое-то время я её послушал и понял, что это кошмар! С моим английским
нельзя такое делать. Вот если бы какой-нибудь зарубежный артист сначала спел
тексты, тем самым показав мне, как это надо правильно делать — другое дело.
Бывает ли у вас отпуск?
Сейчас у нас, в принципе, отпуск. Был большой тур с 31 августа по 9 декабря,
практически без перерыва. А в настоящий момент мы в отпуске — относительном,
конечно, потому что пытаемся досвести, доделать свой концертный альбом.
Интересно, слышали ли вы новые группы,
которые сейчас подросли — "Эпидемию", "Катарсис"? Как вам
их вокалисты?
Я знаю Catharsis — да, очень приличный у них вокалист. Из "Эпидемии"
довелось слышать только "Эльфийскую Рукопись", а там разные певцы, и
который из "Эпидемии", мне неизвестно... Так что трудно сказать. Я в
курсе, что есть новые достойные голоса, но их, к сожалению, не так много. В
роке многие не хотят работать над собой. И стремятся заниматься более
радикальной музыкой — вот такой вот: "грррхххрррр" (имитирует гроул),
а там особо даром вокальным не надо обладать...
Многие люди начинают перенимать вашу
манеру пения...
Я не изобретал свою манеру! Это симбиоз — что-то оттуда, что-то отсюда, что-то
свое... По-моему, на мне учиться не стоит, лучше слушать достойных западных
вокалистов... Это Брюс Дикинсон, Роб Хэлфорд, а из новой металлической музыки —
вокалист Helloween, еще мне нравится Йорн Ланде из "Мастерплана". И
вообще... если начинающие певцы хотят учиться, то надо просто слушать Дио и
учиться на его примере.
Еще очень важно выбрать определенную манеру пения для себя. Ведь у человека
есть определенные данные от природы. Стоит исходить из своих реальных
возможностей. Чем пытаться исполнить то, что тебе не дано, лучше петь хорошо и
выработать собственную манеру, пусть и в небольшом диапазоне. Вот как Оззи,
например.
На сайте в анкете написано, что ваш
любимый вокалист — Оззи Озборн... Вот уж кто на вас не похож!
(Смеется.) Ну не как вокалист! Хотя то, что звучит на студии, мне очень
нравится. Есть у него что-то особенное. И Дио пел в Black Sabbath, и Гиллан, и
Хьюз, классные вокалисты, но это всё было не то. Вот есть у Оззи какая-то
изюмина в голосе, какой-то трагизм, всего понамешано... Может, он и плохо поет
на концертах, потому что подорвал свое здоровье... Но в студии всё сделано
здорово! Поэтому у меня двоякое отношение к нему как к певцу — студийному и
концертному. Мне очень нравится музыка. В ней что-то есть такое, от чего
мурашки бегут по телу.
Под конец лирический вопрос... какие
вещи вам приносят радость, счастье в жизни?
Какие вещи... (Вздыхает.) Когда я прихожу домой, вижу своих детей, знаю, что с
ними всё в порядке, у них хорошее настроение. Вижу внучку, которая играет себе,
радует мою душу своими рассказами (улыбается) — про детский сад, например...
Когда я смотрю вместе с ними либо футбол, либо бокс, либо, как сейчас, "Мастера
и Маргариту", и все собираются, всё бросают и сидят вместе у экрана. Это
что касается личной жизни. А что касается группы, музыки, то самое главное для
меня — когда внутри согласие, взаимопонимание, и есть общая цель. И когда есть
результат. Ведь можно сидеть, сочинять, "рубиться", но отдачи всё нет
и нет... Я таких музыкантов тоже знаю. Из-за этого у них и настроение портится.
Когда есть перспектива, и ты чувствуешь, что обладаешь потенциалом, что еще
что-то можешь, — вот тогда это, наверное, и можно назвать ощущением радости.
Как, например, сейчас?
Ну, я надеюсь! Хотя всегда есть какие-то неурядицы. Как всегда — мы что-то
вытаскиваем, что-то опять завязнет. К счастью, альбом вышел... Был уже
определенный комплекс, многие считали, что он никогда не появится на свет, и
даже некоторые музыканты, которые играли здесь, так думали... Но — пусть,
может, и не совсем так, как бы мы хотели — но это случилось. Слава богу.
(Улыбается.)
Я смотрю фотографии последнего времени,
и вы на них всегда очень суровы, а в реальности — улыбаетесь, смеетесь...
(Смеется.) Может, я просто хороший артист. (Хохочет.) Может, во мне тоже что-то
бывает эдакое. А сейчас отпуск, настроение улучшилось, это такое предновогоднее
состояние. Что касается суровости... Есть определенные периоды жизни, когда не
всегда всё складывается; может быть, в такое время меня и снимали. (Смеется.)
Сейчас, слава богу, всё нормально. И настроение хорошее. Тем более в преддверие
любимого праздника.
Вместо
послесловия.
Интервью закончилось, мы поболтали еще немного на тему творчества Judas Priest
и их московского концерта, о новом альбоме "Кипелова" и том, что
делают сейчас "ушельцы" из группы. Была затронута и волнующая многих
тема "Почему?" Почему ушел Терентьев, почему ушел Маврин, почему...
Много вопросов. Я слушал и постепенно понял одну очень важную вещь. Нам, со
стороны, свойственно "накручивать" себя и подсознательно искать всюду
гадости. Делить людей на правых и виноватых, подсчитывать, кто кого и на
сколько обидел. Суть в том, что не виноват никто. Или, с таким же успехом,
виноваты все. История группы "Кипелов" в чём-то сродни истории любой
другой команды, где сходятся яркие творческие личности. Вспомним, что говорил в
интервью нашему журналу Ронни Джеймс Дио: в группе ему важнее всего спокойствие
и взаимопонимание. И мало быть талантливым музыкантом. Нужно, чтобы ещё и
векторы ваших талантов совпадали. Надо быть чуткими, уметь подстраиваться друг
под друга... Мы растем, взрослеем и вместе с тем теряем эту гибкость
восприятия. Чтобы почувствовать чужую идею, есть один путь — пропустить ее
через себя, целиком переработать и в итоге сделать своей. Или действовать в
одиночку.
Беседовал Владимир Импалер.
Конец =)